Приветствую Вас Гость | RSS
Обследование оборудования газификации
Главная | | Регистрация | Вход
 
Главная » 2018 » Июнь » 19 » Торгпред России в Голландии о работе под санкциями и после их отмены
06:08
Торгпред России в Голландии о работе под санкциями и после их отмены

Недавно были продлены санкции ЕС против России. Решение было предопределено, но были ли контраргументы у властей Нидерландов или у бизнеса с учетом того, что страна — второй по масштабам сельскохозяйственный экспортер ЕС?

В Нидерландах мнения бизнеса и политического руководства страны по продлению санкций расходятся. Голландский бизнес выступает за прекращение санкций в отношении России. Более того, уже и некоторые представители муниципальных органов власти открыто выступают за отмену санкций. Например, мэр города Роттердама Ахмед Абуталеб на встрече с делегацией Санкт-Петербурга заявил, что правительству Нидерландов надо больше смотреть в сторону голландского бизнеса, голландских избирателей. И подчеркнул, что премьер- министру Марку Рютте надо найти время для встречи с президентом России Владимиром Путиным и договориться о завершении неудачного эксперимента с санкциями. Потому что санкции расчищают поле на российском рынке для конкурентов голландского бизнеса.

В то же время правительство Нидерландов, поддерживая принцип европейской солидарности, следует решениям Брюсселя. Хотя, на мой взгляд, активизация контактов политического руководства Франции с Россией, Италии с Россией все-таки учитывается. И в последнее время мы получаем сигналы о желании восстановить торгово-экономические отношения Нидерландов с Россией в полном объеме. В качестве подтверждения этих сигналов — министр экономического развития России Алексей Улюкаев встречался в Найроби с министром внешней торговли и программ сотрудничества в целях развития Нидерландов Лилиан Плумен. В ходе встречи обсуждалась, в том числе, возможность проведения очередного заседания Смешанной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Королевством Нидерландов. Это заседание должно было пройти в текущем году в Нидерландах. И в Найроби шла речь о планах работы Смешанной комиссии, возглавляемой с российской стороны вице-премьером Аркадием Дворковичем, а с голландской — министром Лилиан Плумен. В целом общий тренд таков, что санкции надо отменять. И сейчас голландские компании стараются наработать лучшие стартовые позиции для работы с Россией после отмены санкций. Что же касается аграрного бизнеса Нидерландов, то он в период санкций заметно активизировался, многие голландские компании активно участвуют в реализации российских проектов импортозамещения.

На мой взгляд, позиция Нидерландов смягчается и в связи с реальным вкладом России в разрешение сирийской проблемы и борьбой с ИГИЛ. Сейчас в это вовлечены и европейские страны. Объективно это приводит к поиску вариантов для прекращения санкционной политики.

Но санкции против России продлили.

Но мы ведь тоже контрсанкции продлили до определенного срока. В целом общее настроение против продления санкций, ведь они затрагивают интересы голландского бизнеса, и если это вредит голландским компаниям, то не может продолжаться бесконечно. Бизнес все больше и больше подталкивает политиков к тому, чтобы найти варианты разрешения проблемы с санкциями. Тем более, все видят, что Россия активно поддерживает реализацию Минских соглашений. На этом фоне позиция голландцев стала «холодным душем» для украинской делегации 26–27 ноября прошлого года. Когда в ходе визита в Нидерланды президент Украины Петр Порошенко заявил, что все страны Евросоюза поддержали соглашение об ассоциации Украины с ЕС, его осторожно поправили, что руководство страны будет учитывать результаты референдума 6 апреля 2016 года, инициированного голландскими гражданами. Более полумиллиона голландцев собрали подписи за проведение референдума по вопросу поддержки ассоциации Украины с ЕС. А если хотя бы одна страна Евросоюза выскажется против присоединения Украины к ЗСТ, то Украина не сможет стать ассоциированным членом и реализовать те программы экономического сотрудничества, которые предполагает соглашение об ассоциации.

Кстати, такие же настроения не только в Нидерландах, но и в других странах Европы. Страны-доноры задают резонный вопрос: как расходуются наши деньги на Украине? Почему никто не отчитывается? Плюс наложился скандал с ворованными голландскими картинами, которые обнаружились на Украине. Все это не способствует улучшению имиджа Украины в Нидерландах и других странах Евросоюза.

Изменилась ли структура российско-голландского экспорта и импорта?

Что касается российского экспорта в Нидерланды, то более 90% его объема по-прежнему, составляют топливно-энергетические товары и металлы. По итогам января–сентября 2015 года объем российско-нидерландского товарооборота сократился на 40,9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составил 34,1 млрд долларов. При этом российский экспорт уменьшился на 40,6% и составил 31,8 млрд долларов, а импорт сократился на 45,3% до уровня 2,3 млрд долларов. Положительное сальдо России в торговле с Нидерландами в январе–сентябре 2015 года составило 29,5 млрд долларов. В то же время, несмотря на падение стоимостных показателей российского экспорта в Нидерланды, его физические объемы выросли. Например, по сырой нефти — на 0,8%, по нефтепродуктам — на 3,2%, по металлопродуктам — на 8,7%, по лесоматериалам — на 7,5%. То есть мировые цены на наши основные статьи экспорта снизились, а физические объемы экспорта выросли.

Что касается сокращения голландского импорта в Россию, то это связано, прежде всего, с нашими ответными мерами на санкции Евросоюза. Запрещен ввоз молочной и плодоовощной продукции. С другой стороны, мы продолжаем импортировать голландские цветы. Кстати, тревоги голландцев по поводу ужесточения фитосанитарного контроля за ввозом цветов оказались несостоятельными. Да, объемы поставок голландских цветов в Россию сократились, но это связано в основном со снижением курса рубля и падением платежеспособного спроса населения. К тому же многие наши предприятия активно работают по программе импортозамещения. Например, в октябре руководство компании «Мир цветов» из Мордовии подписало очередной контракт с голландской компанией Dalsem Horticultural Projects на строительство теплицы площадью 8 га по производству 22 миллионов хризантем в год и реконструкцию двух теплиц по производству роз. После завершения реконструкции компания «Мир цветов», имеющая уже сейчас 12% российского производства роз, будет поставлять на российский рынок порядка 150 млн роз в год. То есть по одной розе на каждого гражданина России. Аналогичные проекты реализуются также в Калужской и Ленинградской областях, Краснодарском крае и других регионах нашей страны.

Активно импортируется голландское оборудование, необходимое для реализации проектов импортозамещения. Это оборудование для современных животноводческих комплексов, теплиц, предприятий химической промышленности. В общем, сотрудничество продолжается. Даже те голландские компании, которые сейчас работают в Китае, подумывают о создании своих производств на Дальнем Востоке и поставках продукции как для регионов Дальнего Востока, так и для северной части Китая.

Тем голландским экспортерам, которые попали под санкции, удалось найти новые рынки сбыта? Во сколько они оценивают свои потери за 2015 год?

Официальных данных за 2015 год пока нет, но прямые потери в 2014 году составили около 300 млн евро. Правительство Нидерландов оказало определенную поддержку пострадавшим фермерам и логистическим компаниям. Были приняты меры по поиску новых рынков сбыта. Для молочной продукции — Китай, Северная Африка, Латинская Америка. Конечно, ряд компаний разорились, но в результате принятых мер голландский экспорт стал более диверсифицирован, были найдены новые рынки сбыта.

Вместе с тем, по информации руководства ассоциации фермеров Нидерландов, общий ущерб голландского аграрного бизнеса в 2014 году составил около 1,5 млрд евро. Это связано с тем, что те же самые польские яблоки, овощи и фрукты из других стран Европы хлынули на голландский рынок и обрушили цены. Пострадали очень многие хозяйства. Если прямой ущерб как-то был компенсирован, то косвенный ущерб, вызванный дисбалансом на рынке в связи с российскими ответными мерами, стал серьезным испытанием для голландского аграрного сектора.

Нидерланды испытывали трудности с поставками цветов в Россию, но меньше цветов в киосках не стало, и цены на них почти не поднялись. Значит ли это, что цветы из Нидерландов в Россию поставляются по «серым» схемам?

Не исключаю возможности и «серых» схем. Голландские цветы — это не только те цветы, которые произведены в Нидерландах. Это все цветы, которые через голландскую биржу Flora Holland поставляются в различные регионы мира. Голландцы выстроили правильную логистическую схему, когда цветы из Кении, Эквадора выгоднее приобретать через голландскую цветочную биржу, нежели напрямую. Часть цветов в Россию поступает через Польшу, страны Прибалтики. Как правило, претензии по фитосанитарному контролю касались именно этих цветов. Я недавно встречался с руководством Flora Holland, и мы договорились о том, что организуем для голландских цветочных компаний бизнес-миссию в города-миллионники России для изучения возможностей рынка с перспективой локализации голландского цветочного бизнеса на территории нашей страны.

Решилась ли Flora Holland все-таки допустить российские компании к онлайн-торгам?

Пока это в стадии обсуждения. Идет реорганизация в самой Flora Holland. Сокращаются издержки, персонал. Но представители Flora Holland по-прежнему работают в Москве, мы с ними встречались в ноябре и обсуждали планы по продвижению голландской продукции в российские регионы.

Ведет ли Farm Frites консультации о возвращении в СП с «Белой дачей»?

Farm Frites планировала совместно с «Белой дачей» создать производство картофеля фри в ОЭЗ «Липецк». Предполагалось, что профинансирует этот проект Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), но в связи с принятыми санкциями Евросоюза банк прекратил свою работу в России. Из-за отсутствия финансирования СП Farm Frites с «Белой дачей» не состоялось. Насколько я знаю, в настоящее время Farm Frites рассматривает возможность реализации этого проекта в Брянской области с другим партнером.

Замечаете ли вы смягчение политической риторики? Видите ли возможность преодолеть влияние «фактора сбитого Boeing» на инвестиционный процесс?

Когда в начале ноября проходила бизнес-встреча делегации Санкт-Петербурга с голландскими компаниями в Амстердаме, почти сразу после катастрофы нашего самолета над Синаем, все голландцы в начале встреч высказывали соболезнования. Один из голландских бизнесменов сказал следующее: «Мы знаем, как тяжело пережить эту трагедию. Мы потеряли своих близких в малазийском Boeing на Украине, вы — в Египте. Мы с вами в одной лодке». Конечно, гибель почти 200 голландских граждан в небе над Донбассом стала шоком для Нидерландов, был объявлен трехдневный траур.

Что же касается инвестиционного сотрудничества, то оно продолжается, несмотря на все трагедии и потери.

Считаете ли вы возможным в текущей ситуации начать переговоры о создании зоны свободной торговли Россия — ЕС?

Если говорить о европейском бизнесе, то многие к этому готовы. Проблема в политической элите Европы. Иногда кажется, что Брюссель и Еврокомиссия живут одной жизнью, а европейский бизнес — другой.

По данным социологических опросов, больше 40% голландцев голосуют за выход из зоны евро. По настроениям евроскептицизма голландцы, наверное, вторые после Великобритании. Вот такие настроения сейчас в Нидерландах.

Как на инвестиционную активность Нидерландов в России повлияла деофшоризация и амнистия капитала? Голландская прописка остается популярной у российского бизнеса?

Безусловно, принятые Россией законодательные решения сказались на регистрации холдингов в Нидерландах. Хотя не скажу, что все регистрации прекратились. Голландская юрисдикция является одной из наиболее привлекательных в мире и не считается офшором, хотя для бизнеса по затратам она близка к офшору. Не случайно многие материнские компании холдингов регистрируются в Нидерландах, а «дочки» работают в России. На мой взгляд, будут найдены варианты выхода из этой ситуации, и практика использования голландской юрисдикции будет продолжена.

С одной стороны, уход от налогов — это, конечно, плохо. Но, с другой стороны, наличие таких холдингов позволяет получать доступ к дешевых кредитным ресурсам.

Фиксируете снижение количества российских BV?

Более чем на 50%. Это связано с тем, что многие, кто хотел зарегистрироваться, уже зарегистрировались, к тому же сказался кризис и принятые Россией законодательные решения.

Тренд на дальнейшее снижение российских BV в Нидерландах есть

Думаю, что пока останется на прежнем уровне.

Находитесь ли вы в контакте с голландскими властями в рамках расследования в отношении Vimpelcom? Они запрашивали документы, просили о содействии?

Крупные компании, которые зарегистрировали холдинги в Нидерландах, как правило, не поддерживают тесные отношения с торгпредством. Они самодостаточны и решают свои вопросы сами.

Знакомы ли вы с инвестором и юристом Йорритом Фаасеном, которого СМИ называют мужем Марии Путиной? Он участвует в работе по выстраиванию бизнес-диалога России и Голландии?

Нет, не знаком.

Проводятся ли консультации о разморозке проекта нефтеналивного порта в Роттердаме? Есть ли другие заинтересованные инвесторы, кроме «Суммы»?

На сегодняшний день принято окончательное решение о выходе группы «Сумма» из этого проекта. Но это не означает, что этот нефтеналивной терминал не будет построен. Думаю, что это вопрос времени. Когда это случится — пока не знаю.

Но есть желающие?

Пока нет. Все-таки ситуация в экономике сейчас «турбулентная».

Как в Нидерландах оценивают целесообразность «Северного потока — 2»? Есть ли интерес к проекту у Gasunie?

В «Северном потоке — 2» участвует британско-нидерландская компания Shell. Она владеет 10% акций этого проекта. Нидерланды представлены в этом проекте через Shell. Что касается Gasunie, то это газотранспортная компания, активно работающая с «Газпромом».

Ряд стран писали письмо против строительства «Северного потока — 2». Как Нидерланды к этому отнеслись?

Громче всех против строительства «Северного потока — 2» выступают Польша и Словакия, потому что через них шел транзит российского газа. Скорее всего, выпадающие доходы этим странам будут компенсированы.

Нидерланды собираются переориентироваться на поставки СПГ с Ближнего Востока и США?

На уровне футуристических теорий это обсуждается, но реально цена логистики такова, что в ближайшие годы это вряд ли это будет выгодно для Нидерландов. Только если поставщик не будет торговать себе в ущерб.

Какая доля голландского газового импорта сейчас приходится на «Газпром»?

С «Газпромом» заключены соглашения до 2020 года. Раньше потребление составляло порядка 4 млрд кубометров в год, иногда 2–2,5 млрд кубометров. Но, в связи с тем, что сейчас в Нидерландах сокращается добыча газа, доля российского газа на голландском рынке будет увеличиваться.

На сколько?

Все заместить не получится, потому что Нидерланды стараются диверсифицировать поставки. Но может вырасти до 6 млрд кубометров, может, чуть больше.

В какой перспективе?

Думаю, в ближайшие 2–3 года.

Исключаете ли вы возможность модернизации голландских НПЗ под другие сорта нефти в контексте отказа США от эмбарго на экспорт и повышения квоты ОПЕК?

Пока только идут разговоры. Но если ценовые предложения нефтяных компаний США будут настолько выгодными, что покроют издержки по перепрофилированию заводов, то голландцы на это пойдут.

А в целом, как Нидерланды отреагировали на отмену эмбарго в США и повышение квоты ОПЕК?

Голландцы это приветствуют, потому что заинтересованы в дешевых энергоресурсах.

Работают ли сейчас голландские компании в Крыму?

Голландцы работали в Крыму, когда Крым был украинским. Многие заинтересованы в том, чтобы туда вернуться. Сейчас они находятся на низком старте. Если санкции будут отменены, голландские компании будут в числе первых, кто придет в Крым.

В целом регионы им интересны?

Голландские компании активно работают в российских регионах. Например, недавно я участвовал в бизнес-миссии голландских компаний в Вологодской области. В Вологде голландцев заинтересовали два бизнес-проекта. Один — создание животноводческого комплекса на 5 тысяч голов, другой — на 2 тысячи голов. В переговорах участвовали представители компании Cow House и Lely Industries. Lely — это ведущая голландская компания по производству доильных и кормовых роботов. С руководством Lely мы договорились, что если ежегодно будет поставляться на российский рынок более 200 роботов, то Lely примет решение о локализации производства в России.

Когда это может быть?

Это зависит от того, как будет выполняться программа развития молочного животноводства, как будут выделяться запланированные субсидии со стороны государства.

Просмотров: 243 | Добавил: liotina1977 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

[ Форма входа ]

[ Поиск ]

[ Календарь ]
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

[ Архив записей ]

[ Друзья сайта ]
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz