Как пишет газета "Коммерсантъ", "Роснефть" рассматривает возможность создания в Сингапуре компании Rosneft Marine Singapore Limited, которая займется трейдинговыми операциями со странами АТР. Новая структура может быть создана в ближайшие месяцы.
"Роснефть" занялась бункеровочным бизнесом в конце 2007 года. Им управляют "РН-Бункер" и Rosneft Marine. "Роснефть" имеет 14 собственных заправочных терминалов, самые крупные из которых находятся в Архангельске, Мурманске и Находке. Компания является поставщиком бункеровочного топлива на реках Лена и Амур, а также осуществляет поставку топлива подрядчиками проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". В 2009 году общий объем реализации бункерного топлива составил 1,16 млн тонн (в Приморье стоимость заправки в бак составляет $450-460 за тонну). В середине декабря 2010 года "Роснефть" и турецкая Calik, которая может стать партнером российской компании в проекте трубопровода Самсун—Джейхан, объявили о создании СП по бункеровке судов. Компания займется заправкой топливом в портах Средиземного и Черного морей.
По оценкам директора по развитию бизнеса в СНГ Argus Media Вячеслава Мищенко, Сингапур является крупнейшим в мире бункеровочным рынком. В 2010 году его объем достиг рекордного показателя 40 млн тонн (сейчас заправка в бак там стоит $540 за тонну). Вместе с тем бункеровочный рынок Сингапура является одним из наиболее насыщенных — на нем присутствуют порядка 80 компаний, среди которых мировые мейджоры BP, Shell, ExxonMobil, Chevron. Свое подразделение там имеет и Litasco — дочерняя структура ЛУКОЙЛа. Как отмечает господин Мищенко, в Сингапуре в месяц продается больше судового топлива, чем во всех российских портах за год.
В результате при выходе на рынок в Сингапуре "Роснефть" может столкнуться с трудностями. По данным Argus, маржа на внутреннем российском рынке колеблется в пределах $5-50 за тонну. "Однако из-за перенасыщенности сингапурского рынка там маржа составляет несколько центов за тонну, там деньги делаются на колоссальных объемах",— говорит господин Мищенко. В России, добавляет он, сейчас "Роснефть" является крупнейшим бункеровщиком иностранных судов за валюту.
Увеличение присутствия в АТР входит в международную стратегию развития "Роснефти", говорит Виталий Крюков из "ИФД-Капитала": компания договорилась о поставках в течение 20 лет в Китай по ВСТО 15 млн нефти в год ежегодно. При этом сырье для операций в Сингапуре компания будет получать не только со своих НПЗ на Дальнем Востоке — Ангарском и Комсомольском, но и с НПЗ в Китае, который будет построен совместно с CNPC, полагает аналитик. Даже несмотря на низкую маржу, продажи мазута в Сингапуре увеличат показатель EBITDA на баррель, добавляет Денис Борисов из Банка Москвы, а также станут неплохим аргументов в случае очередных претензий со стороны ФАС.
|