$IMAGE1-left$ Ангела Меркель высказалась совершенно ясно: 16 августа, находясь с визитом в Варшаве, кандидат на пост канцлера Германии от Христианско-демократического союза (ХДС) поклялась полякам, что Берлин не будет вести диалога с Россией "через их голову". И подчеркнула, что отношения с Москвой "должны более тесно координироваться в рамках Европейского союза". Ангела Меркель заявила это через несколько недель после встречи Путина, Ширака и Шредера в Калининграде - саммита, на который Польша и Литва, непосредственные соседи этого российского анклава, не были приглашены.
Польша уже давно не скрывает опасений, что Россия будет сотрудничать с Германией - и вообще с Западной Европой - в ущерб ей. И этот страх подпитывается драматическим историческим опытом.
Создание оси "Москва - Берлин - Париж" стало, таким образом, одним из предметов постоянной критики для польских элит, убежденных в том, что Россия, пусть даже значительно ослабленная после распада СССР, не рассталась со своими имперскими амбициями. Отчасти именно этим объясняется активность Польши на Украине и в Белоруссии, которая неизменно раздражает Москву.
Сегодня политика соседства, проводимая Германией и Европейским союзом в целом, в значительной мере продиктована энергетическими соображениями. В условиях, когда промышленно развитые страны озабочены поисками источников энергии, вопрос о транспортировке российского газа в Европу стал ключевым. И опасения поляков, что ЕС будет иметь дело непосредственно с Россией, игнорируя их интересы, вполне очевидны: 19 августа российский газовый гигант "Газпром" приступил к строительству газопровода, по которому газ, добываемый в Западной Сибири, должен будет поставляться в Европу через Балтийское море.
Труба, прокладка которой оценивается более чем в 5 млрд долларов, будет обслуживать Германию, Скандинавию и Великобританию. Она протянется на 3 тыс. км (включая 1189 км по дну Балтики) и в своей наземной части будет подключена к единой системе российских нефтепроводов, связав российский порт Выборг с германским Грайсвальдом. "Газпром" рассчитывает, что новый газопровод, построенный при участии германской фирмы BASF, вступит в эксплуатацию в 2010 году и на первом этапе будет перекачивать 27 млрд кубометров газа в год. В перспективе его мощность может быть доведена до 55 млрд.
Хотя Россия не может соперничать с Персидским заливом, на нее приходится сегодня 17% мировой нефтедобычи и она является вторым по значению экспортером нефти и газа. На сегодняшний день 50% российского экспорта идет на европейский рынок, страны ЕС на 15% зависят от российских поставок, а территория между Балтикой и Черным морем стала важнейшим коридором в европейской энергетической системе.
Германия, которая решила отказаться от атомных электростанций, является главной заинтересованной стороной. Она во все большей степени зависит от российского газа, на который приходится сегодня 35% ее потребления. Но эта зависимость открывает перед ней доступ на гигантский российский энергетический рынок. Владимир Путин, который в четверг приедет в Берлин, чтобы подписать это соглашение, счел нужным подчеркнуть, что в Германию он едет по просьбе германских и российских энергетических партнеров, в частности "Рургаза" и "Газпрома".
В силу исторических причин германско-польские отношения остаются исключительно сложными. Еще в августе Ангеле Меркель, а затем германскому президенту Хорсту Келеру пришлось успокаивать их польских собеседников по поводу предполагаемого строительства в Берлине "Центра против изгнания" (для отстаивания прав немцев, депортированных во время Второй мировой войны). Польские власти воспринимают этот проект очень враждебно и обвиняют Берлин в намерении "переписать историю".
Сооружение нового газопровода, который обойдет Польшу и Украину, лишив их тем самым поступлений от транзита, лишь усиливает обиду польских руководителей, не без оснований сетующих на отсутствие солидарности в рядах ЕС. Зато у Владимира Путина есть все причины радоваться. Создавая альтернативу транзиту российского газа через Украину, он наказывает прозападный режим Виктора Ющенко и Польшу, которую он обвиняет в покушении на свою сферу влияния.
К тому же идея о том, чтобы приблизить Украину и Белоруссию к западному лагерю, встречает лишь очень вялую поддержку в "Старой Европе". Впрочем, в знак дружбы российский президент обещал поддержать Германию в стремлении войти в число постоянных членов Совета Безопасности ООН.
|